Компания СанГиК по заказу Минстроя и Гильдии строителей Урала провела независимую экспертизу скандального проекта. Разбор полетов и выводы независимых экспертов
В соответствии с федеральным законом №135-ФЗ от 01.07.2017 г каждый аэродром в стране должен был установить ПАТ в составе семи подзон и внести данные в ЕГРН в течение 360 дней с 01.07.2017г. по 25.06.2018.
Факт №1.
Ни один аэропорт в стране не уложился в установленный законом срок. На сегодняшний день эксплуатация аэропортов, где не установлена ПАТ (таких 70%, в том числе и аэропорт Кольцово) происходит с нарушением требований закона к безопасности воздушных судов.
Что не так с Проектом ПАТ Кольцово?
Проект приаэродромной территории, аэропорта Кольцово был разработан петербургской компанией "ТрансПроект СПБ" в 2019 году. Роспотребнадзор выдал санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Проекта санитарным правилам и нормам. Однако огромный размер седьмой подзоны, где нельзя строить жилье, сразу вызвал опасения со стороны властей и застройщиков. По подсчетам АСРО «Гильдии строителей Урала», под вопросом оказалось бы возведение примерно восьми миллионов квадратных метров, в том числе проектов комплексного освоения территорий. В итоге губернатор Проект отклонил.
ФАКТ №2.
Территория 7ой подзоны аэропорта Кольцово (согласно данным проектной документации) простиралась на 286 тысяч гектаров! Это в 20 раз больше, чем седьмая подзона аэропорта Внуково (14,4 тыс. гектаров). При этом важно понимать, что пассажиропоток московского аэропорта составляет 35 миллионов человек в год, а в Кольцово – 6, 5 миллионов (в пять раз меньше!)
Заложники ПАТ
В соответствии с ФЗ-135 до тех пор, пока зона приаэродромной территории официально не установлена, собственники земельных участков и застройщики при размещении объекта в границах ПАТ (7-ой подзоны) - обязаны за свой счет проводить исследования и экспертизу, а также получать санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Без этого документа ни частное лицо, ни застройщик не смогут согласовать строительство с Росавиацией. То есть все, кто попал в зону, очерченную красной линией, обязаны за свой счет проводить измерения и экспертизы в аккредитованных организациях и только после этого начинать строить.
Факт №3. Людей сделали заложниками ситуации. Исследования и экспертиза о соответствии объекта санитарным требованиям для получения санэпидзаключения Роспотребнадзора стоит в Екатеринбурге от 70 до 200 тысяч рублей, в зависимости от площади участка. Эксперты СанГиК подробно разбирали эту ситуацию в статье Делового квартала.
Спустя год в декабре 2020 года, когда ситуация вокруг приаэродромной территории достигла своего пика, Роспотребнадзор выдает второе положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ 66.01.31.000.Т.003799.12.20 от 17.12.2020) на новый Проект ПАТ. Эксперты, ознакомившись с документом, были удивлены, ведь исходные данные Проекта остались прежними, а седьмая зона магическим образом сократилась в 20 раз! (но все-таки она осталась больше, чем у Внуково: 14,5 тыс. гектар против 14,4 тыс. гектар). Подробнее об этом в статье "Коммерсант.Урал"
Получается, кто-то изначально подошел к своей работе халатно, не учел какие-то факторы и допустил 20-кратную ошибку в расчетах? Ошибку, которая могла парализовать перспективное строительство и развитие города.
ФАКТ №4. Губернатор отклонил проект приаэродромной территории во второй раз. Областной Минстрой попросил независимых экспертов проанализировать проектную документацию и дать свою экспертную оценку по возможности корректировки седьмой подзоны.
Независимая экспертиза
Экспертизу проекта приаэродромной территорию аэропорта Кольцово Минстрой Свердловской области и АСРО «Гильдия Строителей Урала» доверили независимому аккредитованному органу инспекции «СанГиК». Также по заказу нескольких застройщиков, была проведена независимая экспертиза московским ООО Проектным Бюро «Центр экологических инициатив».
По результатам экспертиз можно сделать вывод о том, что и последняя версия проекта ПАТ имеет множество недоработок и недочетов, которые повлияли на размер 7 подзоны.
«В ходе анализа документов нашими специалистами были определены более 10 вопросов касающихся достоверности исходных данных и правомерности их применения, а так же есть вопросы к объему и качеству проведения лабораторных исследований. Например, замеры авиационного шума были проведены в тот период, когда температура воздуха в соответствии с гостом не позволяла проводить измерения. Применяемые расчетные методики не учитывают всех необходимых аспектов, оценка рисков проводилась без учета мероприятий по снижению авиационного шума и так далее… По нашему мнению Проект требует переработки, и в данном виде, не может быть согласован» - пояснил директор СанГиК Михаил Малоземов
Помимо замечаний, эксперты прописали комплекс мероприятий, которые необходимо провести для объективной оценки и корректировки седьмой подзоны в сторону уменьшения, исключив при этом негативное влияние аэропорта на здоровье и благополучие людей и обеспечив безопасность полетов.
Независимое Экспертное заключение и рекомендации направлены в Министерство строительства Свердловской области и в АСРО «Гильдия строителей Урала».