Что важно знать про исследования выбросов на вашем предприятии

Что важно знать про исследования выбросов на вашем предприятии

Есть труба - нужны замеры. Что важно знать про исследования выбросов на вашем предприятии.


Источником загрязнения воздуха может быть любая труба или дымоход, откуда выходят вредные вещества во время работы агрегатов и техники. Также источником может оказаться склад сухих материалов, таких как мука, песок, шлак (если их влажность не выше 20-30%).

Если у вас есть труба,  анализ промышленных выбросов поможет оценить степень негативного воздействия предприятия на здоровье и благополучие населения.

Анализ промышленных выбросов - это отбор проб и проведение измерений концентрации загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу на предприятиях. Этим анализом определяется, какие вещества и в каком количестве выбрасываются в атмосферу из конкретного источника. 

Есть несколько видов загрязнений:

  • Физические загрязнения – загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных, ионизационных и иных  воздействий на окружающую среду.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению следующих видов физического воздействия:

- шума;

- вибрации;

- электрических, электромагнитных, магнитных полей;

- иного негативного физического воздействия на окружающую среду.

  • Химические загрязнения – загрязнения среды газообразными веществами, летучими органическими соединениями, аэрозольными веществами и их смесями.
  • Биологические загрязнения – загрязнения среды микроорганизмами, спорами, патогенными микробами.

 

Проведение замеров

Для проведения замеров необходимо обращаться только в аккредитованные лаборатории. До заключения договора на проведение исследований, обратите внимание на: разрешительные документы лаборатории (аттестаты аккредитации, дату их выдачи и область аккредитации), на достаточность и современность оснащения лаборатории. Все приборы, используемые при проведении замеров, должны проходить поверку, чтобы обеспечивать высокую точность результатов измерений. Документы о прохождении очередной поверки по каждому прибору - обязательно должны быть в лаборатории. 

Все измерительные приборы в лаборатории СанГиК  вовремя проходят поверку и обеспечивают высокую точность результатов измерений. Большой штат специалистов с профильным образованием и опытом работы - обеспечивает короткие сроки и качество каждого протокола исследований. 

Анализ воздуха на вредные вещества заключается в отборе проб непосредственно в источнике выброса.

 

Существует четыре метода определения качественных и количественных характеристик выбросов:

  1. Инструментальный. Основной метод. Здесь используются специальные автоматические газоанализаторы, типа ГАНК-4.
  2. Инструментально-лабораторный. В этом методе сначала отбираются пробы примесей, после чего их анализируют в лаборатории с помощью специальных приборов.
  3. Индикаторный. Считается экспресс-методом. Здесь используются селективные индикаторы, меняющие цвет в зависимости от состава выбросов.
  4. Расчетный. Используется для предварительной оценки производственного процесса и в ситуациях, когда нет возможности воспользоваться другими способами. Расчеты производятся с учетом информации о составе сырья, топлива, степени очищения выбрасываемых паров и газов.

В большинстве случаев Инструментальный метод являет приоритетным, но есть довольно много исключений, когда можно для организованных источников применять расчетный метод, например:

- при отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

- при отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

- от топливосжигающих установок мощностью не более 50 мВт;

- при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ; взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;

- от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;

-от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;

-для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВ.

Обязательным является инструментальный метод только для источников оснащенных газо-очистными установками.

 

Результатом проведения замеров будут следующие документы:

  1. Протоколы с результатами замеров.
  2. Акт отбора проб.
  3. Копия аттестата об аккредитации лаборатории, проводившей замеры.

 

В каком случае требуется проведение замеров выбросов в атмосферу?

Как уже было отмечено ранее: есть труба - нужны замеры. Труба считается организованным стационарным источником выбросов. 

Стационарный источник - это источник, который расположен в определенном месте, работающий постоянно или временно на территории предприятия или объекта, где есть негативное влияние на окружающую среду.

Замеры проводятся у организованных источников выбросов загрязняющих веществ и на контрольных точках. 

Инструментальные замеры и химический анализ загрязнения воздуха требуется проводить в следующих случаях:

  • При проведении производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ для организованных источников выбросов.
  • Для определения фактического объема выбросов для целей учета, составления отчетности «2-ТП воздух» и расчета платы за негативное воздействие на атмосферный воздух (расчет платы за НВОС).
  • При проведении инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников и при разработке проекта нормативов ПДВ.
  • При разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
  • При продлении разрешения на временно согласованные выбросы.
  • По требованию государственного органа.

 

Периодичность замеров

Периодичность проведения анализа атмосферного воздуха зависит от класса опасности веществ, от самого технологического процесса, а также от близости величины фактического выброса к нормативному значению.

Кроме того, в расчет берутся местонахождение предприятия, рельеф местности, погодные условия, поправки на ветер и многие другие факторы. Поэтому периодичность контроля установленных величин рассчитывается индивидуально и включается в план.

 

Законодательство

Все основные положения о вопросах загрязнения воздуха содержатся в следующих документах:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1996 г. № 96-ФЗ.
  3. Федеральный закон N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

 

Также составляется план-график контроля нормативов выбросов на источниках выброса, план-график контроля нормативов допустимых выбросов, на контрольных постах, программа натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха и измерений уровня физических факторов, чтобы отслеживать соблюдение нормативов предельно-допустимых выбросов.

 

Ответственность и штрафы

Штрафные санкции за нарушение требований законодательства могут нанести серьезный вред предприятию и его владельцам. За неисполнение требований предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. 

Например, в соответствии с ФЗ №96 “Об охране атмосферного воздуха”, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В КоАП РФ говорится:

Статья 8.5.Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

 

  • На граждан в размере от 500 до 1 000 рублей
  • На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей
  • На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей

 

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:

  • На граждан - от 2 000 до 2 500 рублей
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • На юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей
  • На должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей
  • На юридических лиц - от 80 000 до 100 000 рублей

 

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • На должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 1 000 до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Комментарии (0)


Добавить комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать

Мы в социальных сетях

Будьте в курсе событий